Функциональная грамотность школьников

Функциональная грамотность – это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Её можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней.

В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность – уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодёжи в их «взрослой» жизни».

PISA – Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся

Результаты исследования PISA позволяют определить:

– изменилось ли состояние российского образования с позиций международных стандартов, основанных на компетентностном подходе;

– в каком направлении следует совершенствовать российское образование для повышения конкурентоспособности выпускников российских школ;

– насколько равные возможности предоставляет школа своим учащимся в получении образования;

– качество образования и эффективность образовательных систем стран-участниц.

Особенности заданий исследования PISA

– Задача, поставленная вне предметной области и решаемая с помощью предметных знаний, например, по математике.

– Контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни. Вопросы изложены простым, ясным языком и, как правило, немногословны.

– Требуют перевода с обыденного языка на язык предметной области (математики, физики и др.).

– Формат заданий постоянно меняется, что исключает стратегию «натаскивания» на тест.

Основные направления формирования функциональной грамотности:

·Математическая грамотность – это способность индивидуума формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане

·Читательская грамотность – это способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни

·Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.​

·Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

·Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:

– критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;

– осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;

– вступать в взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.

·Креативное мышление. Под креативным мышлением понимают способность к продуктивному творческому подходу.

ДОКУМЕНТЫ

·Государственная программа РФ от 26.12.2017 № 1642 «Развитие образования»(2018-2025 г.г.) Цель программы: сохранение лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текста (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественно-научного образования (TIMSS); повышение позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).

·Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года»

·Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства просвещения РФ от 06.05.2019 № 590/ 219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»;

·Письмо Министерства просвещения РФ от 12.09.2019 № ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»

·Письмо Минпросвещения России от 14.09.2021 № 03-1510 “Об организации работы по повышению функциональной грамотности»

·Результаты всероссийского исследования программы “Я Учитель” «Компетенции российских учителей: цифровая грамотность, гибкие навыки и умение развивать функциональную грамотность»

·Региональный план мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций на 2021-2022 учебный год

·Информационное письмо ЦОКО.

·Приложение 1 к информационному письму с активными ссылками на ресурсы