Функциональная грамотность – это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Её можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней.
В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность — уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодёжи в их «взрослой» жизни».
PISA – Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся
Результаты исследования PISA позволяют определить:
— изменилось ли состояние российского образования с позиций международных стандартов, основанных на компетентностном подходе;
— в каком направлении следует совершенствовать российское образование для повышения конкурентоспособности выпускников российских школ;
— насколько равные возможности предоставляет школа своим учащимся в получении образования;
— качество образования и эффективность образовательных систем стран-участниц.
Особенности заданий исследования PISA
— Задача, поставленная вне предметной области и решаемая с помощью предметных знаний, например, по математике.
— Контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни. Вопросы изложены простым, ясным языком и, как правило, немногословны.
— Требуют перевода с обыденного языка на язык предметной области (математики, физики и др.).
— Формат заданий постоянно меняется, что исключает стратегию «натаскивания» на тест.
Основные направления формирования функциональной грамотности:
·Математическая грамотность – это способность индивидуума формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане
·Читательская грамотность – это способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни
·Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.
·Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
·Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
— критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
— осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
— вступать в взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
·Креативное мышление. Под креативным мышлением понимают способность к продуктивному творческому подходу.
https://drive.google.com/drive/folders/1dKawxJXORjUddK_0VpF9ZPBv2fmV32qg?usp=sharing — видео- и аудио-материалы Банка России по финансовой грамотности;
http://disk.yandex.ru/d/ju-52sM455e19g — ролики Банка России по противодействию мошенничеству с использованием методов социальной инженерии, контент для социальных сетей.
ДОКУМЕНТЫ
·Государственная программа РФ от 26.12.2017 № 1642 «Развитие образования»(2018-2025 г.г.) Цель программы: сохранение лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текста (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественно-научного образования (TIMSS); повышение позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).
·Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства просвещения РФ от 06.05.2019 № 590/ 219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»;
·Результаты всероссийского исследования программы «Я Учитель» «Компетенции российских учителей: цифровая грамотность, гибкие навыки и умение развивать функциональную грамотность»
·Приложение 1 к информационному письму с активными ссылками на ресурсы